Выписка из домовой книги – справка, которая требуется при формировании пакета документов, если:
- Жилое помещение готовится к продаже, обмену. Выписка требуется для предъявления покупателю, поскольку в ней указываются все лица, имеющие прописку по данному адресу. Это является одной из гарантий безопасности сделки, так как позволяет избежать неприятных сюрпризов, связанных с большим количеством прописанных людей, включая несовершеннолетних, о которых может умолчать продавец.
- Жилое помещение приватизируется.
- Оформляется пособие или льготы в органах соцзащиты. Справка подтверждает факт регистрации по указанному адресу.
- Проходит бракоразводный процесс.
- Проводится присуждение алиментов. Сведения из домовой книги подтверждают проживание ребенка с родителем.
- Паспорт подлежит замене (по возрасту, при утере и т.д.). Справка подтверждает адрес регистрации.
- Требуется оформление какого-либо статуса (многодетной семьи, малоимущих и т.д.).
- Проводится вступление в права наследования.
Необходимость взять данный вид справки может появиться и в других ситуациях. Чтобы оперативно решить этот вопрос, полезно знать, как получить выписку из домовой книги, какой набор документов требуется предъявить, куда обратиться, и сколько времени займет оформление справки.
Кому могут выдать справку
В качестве заявителя может выступать:
- собственник дома или квартиры (владелец), лицо с регистрацией по указанному адресу (пропиской);
- не владелец и не прописанный по указанному адресу человек, но располагающий доверенностью, заверенной нотариусом, на получение этой справки.
Если сведения из домовой книги потребовались не собственнику квартиры или дома (к примеру, потенциальному покупателю жилья), он либо обращается к владельцу квартиры (или любому зарегистрированному в ней совершеннолетнему человеку), чтобы тот получил данную справку, либо составляет и нотариально заверяет доверенность на право затребовать соответствующий документ.
В случае, когда человеку необходима справка с его прежнего места регистрации, а при этом он в данное время прописан по новому адресу и не является собственником прежнего жилья, допускается подать заявление в уполномоченную организацию по прежнему месту регистрации. Но при этом у человека в паспорте должен иметься штамп о прошлой прописке по адресу запроса.
Перечень ответственных организаций
Хранение домовой книги – обязанность организации, отвечающей за обслуживание многоквартирного дома по соответствующему адресу, или собственника частного дома. Для оформления справки требуется обратиться в одну из следующих организаций (в соответствии с вариантом управления дома):
- ТСЖ либо УК– за ведение домовой книги несет ответственность правление организации, обслуживающей жилой дом.
- Местное отделение УФМС – организация занимается частными домами, выдает соответствующие справки их собственникам.
- Местная администрация, если речь идет о небольшом населенном пункте – маленький город, ПГТ, деревня и т.д.
- Архив административно-территориальной единицы, где расположен частный или многоквартирный дом, а также БТИ – данные организации хранят сведения о прописанных лицах, а также снятых с учета за весь период времени.
Выдачей данного вида справок занимаются и многофункциональные центры (МФЦ), созданные государством для помощи в оперативном оформлении документов. Разберемся, как получить выписку из домовой книги в МФЦ: заявителю достаточно обратиться к любому представителю госорганов, который работает в ближайшем отделении МФЦ. Оформление справки займет минимум времени.
Электронный портал государственных услуг оценят те, кто предпочитает оформлять документы онлайн для экономии личного времени. Получить выписку из домовой книги через госуслуги можно в короткие сроки — следует зайти на соответствующий сайт, заполнить электронный бланк заявления, а затем в определенное время лично забрать справку, придя по адресу, который будет указан после оформления электронной заявки.
Обратите внимание: независимо от места подачи заявки, справку должны выдать бесплатно. Сроки выдачи составляют 1-7 дней. Требование оплаты услуги является незаконным, за исключением ситуации, когда за документом обращается не заявитель, а посредник (представитель нотариальной конторы, риелтор и т.д.).
Справка выдается по требованию, при этом какие-либо задолженности (по коммунальным платежам и т.п.) не являются препятствием для получения документа.
Пакет документов
Обращаясь в уполномоченную организацию при себе следует иметь:
- заявление определенного образца (соответствующий бланк выдает уполномоченная организация при обращении);
- паспорт лица, подающего заявление, либо другой документ, способный удостоверить личность;
- документы, которые подтверждают право собственности на приватизированное жилое помещение или же ордер (договор социального найма) на муниципальное жилье;
- доверенность на получение справки (если заявитель не собственник и не прописан по указанному адресу);
- домовую книгу (при запросе справки на частный дом).
Если речь идет о частном доме, обязательства по ведению его домовой книги возложены на владельца – производится учет зарегистрированных по соответствующему адресу лиц, и все записи заверяются печатями УФМС.
Чтобы получить домовую книгу на частный дом либо восстановить ее при утрате, обращаются в УФМС. При продаже дома книга переходит новому собственнику.
Виды выписок
Различаются обычные и архивные справки:
- В обычную справку вносят сведения о лицах (в том числе несовершеннолетних), которые на момент выдачи данного документа зарегистрированы по соответствующему адресу.
- Архивная (или расширенная) выписка включает детальные сведения обо всех людях, у кого когда-либо была регистрация по соответствующему адресу (включая людей, которые временно отсутствуют, но имеют право проживать в данной квартире или доме). Необходимость получить архивную выписку из домовой книги прежде всего возникает при продаже жилья, для того чтобы покупатель удостоверился, что не существует препятствий, мешающих заключению сделки, и что сделка эта не будет оспорена неучтенным лицом, прописанным в квартире.
Сам процесс оформления архивной справки не отличается от обычного и осуществляется по стандартной схеме, но может потребовать больше времени.
Сведения, содержащиеся в выписке
Полученную справку следует внимательно изучить, чтобы проверить полноту представленных сведений. Прежде чем поставить подпись, заверяя получение документа, следует внимательно проверить указанную в выписке информацию. В требуемый перечень сведений входит (для каждого из лиц, имеющих регистрацию, включая несовершеннолетних):
- ФИО;
- гражданство;
- место и дата рождения;
- документы, удостоверяющие личность;
- полный адрес текущего места жительства;
- предыдущее место прописки;
- сведения о роде деятельности;
- (для военнообязанных) сведения о воинской службе.
В справке должны указываться инициалы и должность сотрудника, выдавшего документ, стоять его подпись и печать того учреждения, которое подавало запрос.
Если выписка требуется при переоформлении паспорта, то в ней указывается только информация, относящаяся к данному лицу.
Сроки обработки запроса зависят от вида справки. Обычная выписка выдается в день подачи заявки или в течение 1-3 рабочих дней. Подготовка архивной справки требует от 3 до 7 дней.
Как долго действительна справка
В данное время федеральное законодательство не оговаривает срок действия данной справки. Но органы управления на местах могут его регламентировать. Отправляя запрос на оформление документа, не забудьте уточнить, на протяжении какого периода времени справка будет действительна.
Некоторые учреждения ограничивают срок действия документа одним месяцем со дня выдачи, другие – одной или двумя неделями. Следовательно, данный документ нет смысла заказывать заранее.
Почему могут не выдать документ
От государственного учреждения можно получить отказ в оформлении выписки из домовой книги. В список оснований для отказа входят:
- поданы не все необходимые документы;
- недостоверность указанных сведений, истекший срок действия какого-либо из документов;
- заявление оформлено с нарушениями, текст написан некорректно, нет возможности его прочитать;
- ошибки в оформлении онлайн заявки при ее подаче через портал госуслуг;
- отсутствие у заявителя права на выдачу документа (он не собственник жилья, не прописан в нем, не имеет доверенности, заверенной нотариусом);
- некорректное поведение лица, подающего заявку.
После устранения причин, повлекших отказ, заявитель имеет право повторно обратиться в уполномоченные органы с полным пакетом документов для оформления выписки из домовой книги.